You are viewing semi_tracked


timokhin_a_a in semi_tracked

Полугусеничные грузовики Вермахта.

Не только тягачи и БТР в германской армии были полугусеничными. Существовало еще четыре типа грузовых автомобилей с полугусеничным ходом. Все они получили в войсках общее название Maultier - "Мул".

Опель-Маультир.

Осень 1941 года стала для транспортных частей Вермахта тяжелым испытанием. Превратившиеся в реки грязи русские дороги стали для немецких грузовиков очень сложным препятствием. Полноприводных же машин Германия производила мало да и проходимость у них была недостаточная.
Решение было принято простое - ставить на часть грузовиков вместо заднего моста гусеничную тележку.
В 1942 году свет увидели три машины, все на базе трехтонных грузовиков: Opel (на базе Opel Blitz), KHD компании Klöckner-Humboldt-Deutz (на шасси KHD - S3000) и Ford (на базе Ford V3000).
Стандартизация не была сильной стороной Вермахта и на вооружение были приняты все машины. "Опель" получил армейский индекс - kfz 3a ,"Форд" - kfz 3b, "КХД" - kfz 3c.


Опель-Маультир


КХД-Маультир

Форд-Маультир

Все они были подобны друг другу - на стандартный грузовик вмместо моста с колесами устанавливалась гусеничная тележка конструкции "Карден-Ллойд", похожая на шасси транспортера "Брен-Кэрриер".

Форд с зенитной пушкой в кузове. Хорошо видна конструкция гусеничного шасси.

Машины обладали отличной проходимостью, но гусеницы довольно бысто изнашивались - частям Вермахта даже поступали указания не превышать скорость 20 км/ч (при максимальной - 40) и использовать машины только в осеннюю и весеннюю распутицу.

Форд движется вне дороги.
Впрочем, они не выполнялись.

Солдаты более всего предпочитали автомобили КХД, как более надежные, "Опель" был середнячком, а "Форд" считался неудачной машиной, из-за неподходящего двигателя. По иронии судьбы он был самым массовым.



Форд движется по грунтовой дороге.


Схема Форда.

Маiины были довольно универсальными, они не только перевозили по бездорожью людей и грузы, но и буксировали легкие орудия и использовались в качестве импровизированных ЗСУ - со скорострельной зенитной пушкой малого калибра в кузове.
В 1943 году семейство "мулов" пополнилось еще двумя машинами.
Первой из них была бронированная РСЗО на базе "Опеля". Ее армейский индекс был kfz 4/1 а называли ее Nebelwerfer.
Немцы просто взяли и закрыли шасси "Опеля" бронекорпусом, а свреху установили 150-мм десятиствольную ракетную установку залпового огня.





Экипаж составлял четыре человека, а машины использовались на всех ТВД.

В том же 1943 году появилась и более тяжелая машина - kfz. 4, на базе грузового автомобиля Mercedes Benz L4500, грузоподьемностью 4,5 т (в колесном варианте).

Мерседес-Маультир

Машина была тяжелее, поэтому гусеничное шасси для нее "позаимствовали" у танка Pz. II. Двигатель использовался 6-ти цилиндровый, дизельный, мощностью 100 л.с


Солдаты на фоне Мерседеса


Схема Мерседеса
В конце войны, когда у Германии не хватало металла, кабины машин изготавливали из дерева.

Мерседес с деревянной кабиной
Некоторые машины попали в руки союзников.



Создание полугусеничных грузовиков было вынужденной мерой, но эта мера себя полностью оправдала. Наряду с полугусеничными тягачами и гусеничным RSO, эти машины часто были единственным транспортом, способным передвигаться по России. Они были просты по конструкции, и в обслуживании и достаточно универсальны. В условиях, когда возможности по производству полноприводных грузовиков были ограничены, такие машины были единственным выходом.

Всего было произведено:

Форд - около 14000


Опель - около 4000

Мерседес - около 1400 (по другим данным - 1480)

КХД - 1741

Всего 19741 - 19821 по разным оценкам.

Реактивных установок было сделано 300 и 289 транспортеров боеприпасов к ним.

А теперь - внимание. Нужно опознать вот эту машину - это однозначно один из "Маультиров", но кабина нестандартная для этой модели. Я думаю, что это "Форд", но хотелось бы узнать откуда такая кабина.

Два коротких видео - в награду тем, кто прочитал до конца.




Comments

По вопросу.

Да, видимо, это Форд. Кабина, во всяком случае, фордовская. Например, в Англии выпускался Ford E917T с точно такой же кабиной ( фото).
В Германии выпускали Ford G917T, но его кабина немного отличалась - сплошное стекло вместо двойного ( фото1, фото2).

Re: По вопросу.

Значит точно "Форд".

Re: По вопросу.

Ну так грузовики "Форда" - любимая машина СС (а не только Красной Армии). Заводы Форда были построены в Германии и работали в РЕйхе.
Так что не только "Опели" была "американскими грузовиками Гитлера".

http://www.tehnikapobedy.ru/fordg997.htm